Коммуникация как способ выживания

Обновлено: 26 февр. 2021 г.


Общение людей в современном мире – одна из главных способностей человеческого выживания. Человек всё больше внимания уделяет своим мыслительным аспектам нежели физическим, мы стремительно переходим в иную эпоху человеческого существования. Наша успешность и продуктивность напрямую зависит от личностных свойств и качеств. Основным таким качеством является умение общаться и коммуницировать с другими людьми. Я специально делаю акцент на том, что это не совсем одно и тоже. Давайте разберёмся что же такое коммуникация.


По мнению советского психолога Бориса Герасимовича Ананьева общение людей является специфическим видом деятельности, через которые мы строим свои взаимоотношения с другими людьми.

В своих работах он первый указал на компетенцию общение как необходимое условие для развития здоровой личности: «Постоянное развитие практического знания человека о человеке является важнейшим источником для развития характера и отношения к самому себе».

Практическое знание о другом человеке мы можем получить через коммуникацию или более усложненную форму общения. А эффективность такого общения напрямую зависит от коммуникативной компетентности человека.


Компетенция общения, по мнению А.А. Бодалева (1996), зависит от сформированного «коммуникативного ядра личности»: эмоциональные особенности, черты характера и другие качества личности в том числе и мышление, направленное на критическое восприятие информации и другие навыки связанные с эффективностью взаимодействия. Так сложилось, что в англоязычной культуре не используется слово общение, а используется слово коммуникация (англ. communicate — сообщать, передавать). В нашем языке слово общение и коммуникация имеют разные смысловые нагрузки.


Е.П. Ильин предлагает рассматривать коммуникацию как связь, взаимодействие двух систем, в ходе которого от одной системы к другой передаётся сигнал, несущий информацию. Таким образом коммуникация является более широким понятием, чем общение, так как присуща взаимодействию человека и машины, присуща техническим системам и непосредственному взаимодействию человека с человеком.

Общение – это узкое понимание проблемы в рамках коммуникации, но имеющее более неформализованную структуру. Это не только передача информации, но и то, что связано с культурой и духовностью человека (В.И.Фефелова,2007).


Личность всегда будет влиять на качество коммуникации. От её свойств будет зависеть эффективность процесса и итога коммуникации.

Например, в бизнес-коммуникациях только человек обладающий определенными навыками может добиться успеха и значительных результатов при условии, если он обладает следующими характеристиками:

·

Экстраверсия и интроверсия. (от лат. Extra – «вне», intro – «внутрь», versio – «разворачивать, обращаться» - личностное различие между людьми, которые заключается в определенных качествах: разговорчивость, активность, напористость, волевой акт, коммуникабельность.

Экстраверты легко находят контакт с другими людьми, они коммуникабельны и стремятся к вербальному общению, приветливы и активны – это их стихия. Они не понимают, как можно не общаться с другими людьми. Другой человек для экстраверта – это целый кладезь интересных объектов для наблюдения и изыскания собственных коммерческих выгод. Взаимодействие его всегда поверхностно.

Интроверты скромны и застенчивы, предпочитают взаимоотношения с компьютером или книгами, редко бывают в компаниях и практически не настроены на коллективную работу. Основная проблема интровертов, что переход от внутреннего диалога к реальному является наитруднейшей задачей. Самовыражение и общение происходит непосредственно через вспомогательный объект, компьютер, написание, рисование и т.п. В бизнесе интроверт незаменимый аналитик и производитель интеллектуального продукта. Так как интроверт не любит разговаривать на личные темы и вообще поверхностную речь (сплетни, разговоры не о чем), он будет всегда более прагматичен, но если он однажды рационально вам поверит, то это на длительный период. Приверженность делу, в профессиональном аспекте, будет его сильной чертой, он станет человеком, на которого можно положиться.


Властность. Одна из характеристик людей, стремящихся к превосходству или «мотив власти». Это отличные карьеристы, которые могут выстаивать коммуникацию, но не общение. Склонность к манипулированию другими людьми делает их личность очень уязвимой в эмоциональном плане. Если им не удается поддерживать контроль за другими, они страдают от тяжелых эмоциональных переживаний, что негативно влияет на бизнес-отношения и производство бизнес-продукта. В переговорах – это доминантный тип, лоббирование интересов компании невозможно, без личности имеющую данную характеристику. Переключение внимания на себя и «продавливание» легко помогает завладеть людьми, которые не склонны к критическому мышлению и перетянуть их на свою сторону.


Конфликтность и агрессивность.


Личностные качества – это сложная структура, которая отражает окружающий мир. Конфликтность и агрессия являются препятствием и затрудняют установление взаимопонимания между людьми. В бизнесе данные качества напрямую тормозят весь процесс. Конфликтность включает в себя несколько компонентов которые формируются в процессе деструктивного воспитания в семье и социального общения: подозрительность, обидчивость, гневливость, повышенную чувствительность к эмоциональному восприятию другого человека, искажение мыслительного восприятия ситуации.

Вспыльчивость и обидчивость больше выражена у женщин. У мужчин больше выражена агрессивность. Хочу заметить, что проявление агрессии как свойства личности и агрессивное поведение – это различные понятия.

Проявление агрессии – неуступчивость, нетерпимость к мнению других, бескомпромиссность, наступательность, мстительность,

По мнению С.В. Афиногеновой (2007) степень выраженности агрессивности также зависит от психологического пола. Проявление женственных качеств всегда способствуют к ведению конструктивного диалога, чем представили маскулинного диалога (направленность на агрессию и доминирование).


О других навыках коммуникации: толерантности, застенчивости, эмпатии, ригидности читайте в следующих статьях


Спасибо за внимание!

14 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все