Психосинтез Духовный


Психосинтез, как практическая психотерапевтическая модель работы с бессознательным, имеет два направления: личностный и духовный.

Начну с того, что запрос со стороны общества на духовность является очень актуальным. Есть несколько проблем связанных с понятием духовности и первая, что мы считаем духовностью? Для того чтобы ответить на этот вопрос нужно вспомнить, что психология совсем недавно, только в начале двадцатого века вышла из-под крыла философии и стала жить как самостоятельный организм (включительно философское направление психологии). Объект психологического изучения – духовная сфера личности, считается ещё совсем молодым и вполне не сформировавшимся. Мы находимся в начале этого путешествия в неизведанное.

Российский психолог О.В.Ожиганова (2016г.) своей монографии предлагает взглянуть на духовность…в широком смысле – как стремление человека к высшим рубежам развития и самореализации, следования высшим ценностям и смыслам бытия, включая высшую реальность и трансцендентный опыт.

Похожий взгляд на духовность мы можем найти у Pargament (1997г.), который предлагает рассматривать отдельно взятую личность, ищущую ответы на предельные вопросы, или же высшие ценности индивида. Также он предлагает рассматривать духовность как особый вид осознанности.

В нашей стране интересную концепцию духовности предлагает В.Д. Шадриков, который предлагает рассматривать и изучать духовную составляющую внутреннего мира человека как реальность.

Эта тема является продолжением взглядов американского философа и психолога У. Джеймса который больше ста лет назад предложил формулу реального опыта внутренней составляющей человека:

Поле сознания + его мыслимый или чувствуемый объект + наше отношение к этому объекту + ощущение самого себя как субъекта, которому принадлежит это отношение = наш конкретный реальный опыт.



Джеймс предложил изучать реальный духовный опыт через психологическое изучение, в том числе и религиозный аспект.

Важно упомянуть, что духовность - это не только религиозные переживания или религия в целом. Духовный аспект включает в себя религиозные переживания, но и находится над ними.

Не смотря на множество взглядов и подходов, существует общие понятия, которые включены в смысл духовности – ценности индивида, его осознанность, его индивидуальные отношения с сакральным и переживания его. Эмоциональная часть духовных переживаний помогает обретать смыслы жизни, их глубину и их значение.

Духовный психосинтез является психологической практикой раскрытия, переживания и осознания реального духовного опыта.


Когда Роберто Ассаджиоли создавал свою теорию он четко разделил личность и Высшее Я которое и представляет духовную основу человека.

Высшее Я является сущностью в корне отличающуюся от теории Супер-Эго Фрейда. Также он указывает, что оно отличается от «феноменологических» концепций эго. Оно представляет собой синтезирующий центр всех личностных аспектов, но не является таковыми. Высшее Я находиться вне тела, вне личности, оно представляет собой «проекцию на поле личности».

Иными словами, мы можем предположить, что существует некое «идеальное Я» которое может воздействовать на «индивидуальное Я». Его можно познать через психологические практики для коррекции нежелательных искажений личности (Ассаджиоли, 1960).

Если предположить, что глубокое познание личности можно проводить без включения понятия Высшего Я, то человек всё равно будет интуитивно, без осознанности ощущать себя единым целым или стремиться к этому состоянию. Позже это понятие будет трактоваться как здоровая часть психики, которая постоянно стремиться к целостности (К.Левин, Ф.Крюгер, Б.Зейгарник и д.р).


Ассаджиоли размышляет над тем, что психосинтез – практическая компиляция множества теорий и предположений своего времени, но направлена она на будущее:

«Духовное развитие человека – долгое и нелегкое путешествие через неизведанные земли, полное неожиданностей и трудностей и даже опасностей. Оно предполагает радикальное преобразование «нормальных черт» личности, пробуждение скрытых прежде возможностей, вознесение сознания в новые для него сферы, а также новую внутреннюю направленность деятельности». Данная работа не на одно десятилетие.


Он предлагает рассмотреть это путешествие с точки зрения различных стадий пробуждения духовного.

Кризис, предшествующий духовному пробуждению:

наличие пустоты и неуловимого ощущения изменения личности, потеря вкуса жизни или неудовлетворенности собственной жизнью. Состояние тревоги переполняет, беспокойство нарастает и с каждым днём становиться невыносимым.

Кризис, обусловленный духовным пробуждением:

проявляется в приливе радости из-за раскрытия канала по которому возможна связь между Я и эго. Пробуждение нивелирует внутриличностные конфликты и страдания, человека становиться спокойным и уравновешенным. Спокойствие ума и тела. Интеллектуальное прозрение и осознание смысла жизни. Приподнятое настроение.

Реакция на духовное пробуждение:

спад уравновешенности и радости, возникновение уравновешенности и радости, т.е. цикличное развитие. Проблема заключается в застревании на одном из циклов.

Фазы процесса преображения:

истинная цель духовного психосинтеза – преображение или трансформация личности. Основная проблема, что человека невозможно остановить как механизм, исправить, а затем вновь запустить.Состояние преображения напоминает ломку, когда личность уже сбросила с себя личностные проблемы, но не обрела новое Я. Данное состояние, по мнению Ассаджиоли, часто приводит к функциональным физическим болезням (сейчас мы это называем психосоматикой) и проявлению симптомов схожих с неврозоподобными расстройствами.Далее он сравнивает процесс трансформации с тёмной болезненной стороной духовного развития и утверждает, что схожесть состояний в процессе преображения с психическими страданиями велика, но не является таковой.

Как психиатр, Ассаджиоли разводит свою теорию с психическими расстройствами:

«…Иными словами, жизненная ситуация, в которой находятся эти две группы пациентов, не только не одинаковы, но в определённом смысле противоположны».


Он предполагает, что психические симптомы пациентов имеют регрессивный характер, а людей, движущихся к Самопостижению, имеют прогрессивный характер, выход на новую стадию развития.


Получается, что Ассаджиоли предлагает поставить под вопрос истинность психиатрических заболеваний, не всё так однозначно.

Именно данный взгляд, негласно, положил вето на данную часть психосинтеза в нашей стране, а затем и поставил под сомнение всю концепцию.


Действительно, можно предположить, какую реакцию в профессиональном сообществе вызвал этот взгляд на познание и развитие человеческой личности (в особенности с точки зрения психиатрии). Хочу заметить, что данная концепция сформировалась в первой половине 20 в., когда взгляд на духовность был уже многополярен и не являлся только религиозным. И не будем забывать, что Ассаджиоли психиатр, имеет для своего времени блестящее образование и высокий социальный статус. К его теориям прислушивались современники, он является новатором в психотерапии.

Таким образом Роберто Ассаджиоли опередил на сто лет своих коллег предлагая включить в дифференциальное изучение личности такую составляющую как духовность.

Хочу заметить, что в настоящее время отечественными психологами В.Д.Шадриковыми и О.В.Ожигановой выдвинуты психологические модели духовности и духовных способностей человека, которые рассматриваются как «высшие способности», что дает возможность самому человеку актуализировать свои духовные ресурсы через осознанность для самовыражения и личностного развития.


Спасибо за внимание! © Елена Анатольевна Пикалова, 2020