Трагедия всей жизни


Уильям Шекспир ни чего не знал про кино...но знал, что такое театр и пьеса.

Пьеса и театр не могут существовать друг без друга. Это один организм который рождается, развивается, живет и умирает.

Театр - это человек, а пьеса вся его жизнь...

...Весь мир - театр.

В нём женщины, мужчины — все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль...


Действительно, иногда невольно мы сравниваем свою жизнь или жизнь других людей с театральным творчеством: "это просто какая-то комедия", "сплошная трагедь", "фарс один", "мыльная опера" и ещё множество эпитетов для различных периодов.

В философии над этим вопросом задумывались многие, а вот в психологии первым предложил рассмотреть человеческую жизнь как пьесу или вернее сценарий (более близкое понятие большему количеству людей) - Эрик Берн.

От самого рождения до самой смерти мы проживаем определенный путь который, по словам Берна мы выстраиваем сами. Итак, теория сценарного развития жизни человека появилась на свет в середине прошлого века и до сих пор, имеет своих приверженцев и критиков.

Э.Берн писал, что "Вначале невозможно поверить, что вся судьба человека, все его взлёты и падения наперёд расписаны ребёнком не старше шести лет, а то и трёхлетнего возраста, но именно это утверждает теория сценариев»"


Идея сценарного плана жизни заключается в следующем:

  • Сценарий - неосознаваемый сценарий жизни

  • Имеет форму драмы - начало, середина, конец

  • Сценарий всегда ведет к развязке (не обязательно к смерти)

  • Сценарий подкрепляется вербальными и невербальными посланиями родителей

  • Сценарий лежит вне пределов сознания и искажает собственное объективное восприятие ради "оправдания" сформированного сценария.

Я.Стюарт и В.Джойс в 1996 году описали сценарный процесс как: "Сценарий вашей жизни уже написан вами. Вы начали его писать, едва родившись. а к четырем годам определили основные моменты его содержания. К семи годам вы внесли все существенные детали, а с семи до двенадцати совершенствовали его, добавляя отдельные положения. В юношеском возрасте вы усовершенствовали ваш сценарий, придав ему реальные черты".


В чем заключается подлинная цель жизненного сценария?


Формирование сценарных решений проходит в стиле трагедии. Они предназначены для вырабатывания маленьким человеком стратегий выживания в постоянно угрожающем и враждебном мире. Каким образом он построит эту систему выживания, такой она у него будет проявляться во взрослом возрасте. Получается, что сценарные решения (то как ребенок реализует сценарий жизни) являются неким инструментом тестирования реальности. Взрослый человек может себе рационально объяснить некие проблемы которые существуют в его жизни, а ребенок нет. Он постоянно надеется на любовь, помощь мамы, папы, значимых взрослых, а в ответ может это не получить. "Уйди с глаз моих долой, надоел!" - говорит отец. Ребенок делает для себя вывод, если я постоянно буду пытаться войти в контакт с отцом, то я буду нелюбим. Ребенок делает вывод, что любимым он может быть только тогда, когда его нет, а это может привести к суициду "На меня обратит внимание отец, только тогда, когда я умру!" (см. выше, это все про трагедию).

Послания родителей настолько сильны, что оставляют неизгладимый след в нашей личности. Благодаря им мы формируем представления о себе, о мире, о других людях (сценарные послания).

Тем неимение, мы самостоятельно принимаем решение в том, какова будет наша защита на данное воздействие. Как истинные исследователи через множество проб и ошибок, при помощи чувств, эмоций и внутренних рассуждений, мы выстраиваем "План моей жизни" по которому мы живем.

В одной из своих работ Эрик Берн приводил яркий пример итога формирования подобной защиты: два брата постоянно получали послание от своей матери о том, что они оба закончат свою жизнь в психушке, так и вышло. В последствии один из них стал психиатрическим больным и постоянно находился в психиатрической больнице, другой был рядом, но в роли врача-психиатра...

В чем же заключается цель сценария? Ответ прост. Мы любыми способами стремимся адаптироваться к сложившейся ситуации и минимизировать все переживания, получить внимание, любовь со стороны значимых людей.

Получается, цель - это желание любить и быть любимым.


 

В схема-терапии данная цель проходит красной нитью через - родительские послания или дисфункциональные родительские режимы: требовательного и карающего родителя.

Во взрослом возрасте режимы проявляются в форме внутреннего голоса: "Если я не справлюсь со своей работой, её потеряю", "Если я не выиграю соревнования, то стану неудачницей, мама меня будет игнорировать","я ничтожество", "полная дура", "я никому не нужна".

 

Так или иначе мы в состоянии изменить данные сценарии, а иногда даже нужно их изменять для того чтобы жить счастливо и успешно, быть удовлетворенным своей жизнью. Как это сделать читайте в моем следующем посте - Трагедия всей жизни. Продолжение.


Спасибо за внимание!


15 просмотров0 комментариев