Простое человеческое счастье

Обновлено: 24 июл. 2020 г.


Так исторически сложилось, что мы все примерно знаем, как выглядит счастливый человек. Мы субъективно ощущаем счастье в форме эмоционального проявления. В психологическом научном поле, счастье равно понятию удовлетворенности, связанному с положительными психоэмоциональными переживаниями. Таким образом, счастье всегда связано с радостью, которая проявляется в зависимости от субъективных особенностей человека.

Мы ощущаем беззаботность, непринужденность, шутливость, легкость тела, легкость мыслей. Проявляется любознательность и желание идти вперед, получать новые знания о мире и о себе. Любовь к природе одно из обязательных составляющих умения быть счастливым, как и любовь к окружающим.

Когда человек счастлив, то чувство безопасности и уверенности присутствуют как базовый элемент, на которое, как в детской пирамидке нанизываются все положительно заряженные эмоциональные состояния.

Взгляд схема-терапии:

когда человека испытывает эмоциональные переживания, тогда у него включается определенное эго-состояние, которое называется Режимом. По сути своей Режим – это паттерн поведения и проявления чувств. Хотя схема-терапия представляет направление когнитивной терапии, она включила в себя такой компонент как эмоции, что значительно расширяет ее границы и возможности.

Принято считать, что все положительные и негативные эмоции детства становятся устойчивыми и формируют чувственные реакции взрослого человека. Пока человек чувствует себя счастливым и радостным, удовлетворенным, здоровым, полным сил – он находиться в режиме эго-состояния Счастливый ребенок (Счастливый внутренний ребенок). Когда постоянно проявляется противоположное состояние, тогда происходит своего рода блокировка и фиксация на негативных переживаниях и включаются другие Режимы, но уже дисфункциональные.

Главная задача в терапии таких состояний – это научиться распознавать у себя признаки дисфункциональных режимов, научиться справляться с трудными эмоциональными переживаниями; научиться поддерживать у себя здоровые функциональные режимы.

Что человек чувствует, думает и как себя ведет, когда он счастлив?

Мысли: все хорошо, меня не пугают трудности, я уверен в своих способностях, я готов к сотрудничеству и партнерству, у меня самые замечательные друзья, я люблю, я готов делиться своими мыслями и своими идеями…

Чувства: спокойствие, удовлетворенность, увлеченность, шутливость, радость, чувствует себя любимым и защищенным, оптимист…

Поведение: умение отдыхать, любопытство, умение сохранять разумные границы, умение взаимодействовать с другими людьми разных возрастов (дети, подростки, взрослые), наличие творческого увлечения, верит в собственные силы и может управлять ситуацией, спонтанен …

Взгляд схема-терапии:

При ощущении счастья мысли, чувства, поведение – все в положительном ключе. Схема-терапия (СТ) дает возможность людям вернуться к самому себе. Понять себя, научиться жить осознанно. Как сказал доктор психологических наук Клаус Мозер – «Знания стоят дорого, а незнание еще дороже».

Если в жизни не хватает счастья и не удается самостоятельно справиться с проблемой, тогда СТ будет являться мягким методом разрешения.

Позиция терапевта в данном контексте всегда будет поддерживающей и безоценивающей. Он всегда будет относиться к клиенту/пациенту с позиции принятия.

Основатель схема-терапии Дж. Янг изначально разработал данный вид психотерапии для перестройки негативных когнитивных (мыслительных) структур [Young, Klosko, Weishaar, 2003]. СТ интегрирует в себе различные терапевтические идеи: теорию привязанности, когнитивно-бихевиоральную идею, психодинамический подход (глубинную психологию) и экзистенционально-гуманистический подход [Arnz, Jacob, 2013].

Также СТ является инструментом для работы в клиническом аспекте. Она работает с людьми, у которых есть такие заболевания как: пограничное расстройство личности (ПРЛ), обсессивно-компульсивное расстройства (ОКР), депрессия, генерализованное тревожное расстройство (ГТР), панические атаки, стрессовые состояния, детско-родительские отношения, подростковый самоконтроль, депрессии и т.д.

СТ является одним из самых эмпирически проверенных и эффективных методов в психологии (подтверждено мета-анализом).

Может ли счастье быть постоянным?

Счастье постоянным быть может! Оно постоянный компонент человека, если у личности нет проблем: с психоэмоциональной сферой; личность развивается не стоит на месте; присутствует увлеченность и удовлетворенность своей деятельностью как профессиональной, так и любительской.

Нам не всегда получается сохранить способность радоваться. Попав в состояние отсутствия радости, мы продолжаем верить, что радость существует и является неотъемлемой частью нашего существования. Мы знаем, а вот ощущать это состояние мы не можем. Нам становиться грустно, и в этот момент счастье и радость становятся понятием, тесно связанным с детством. Когда-то тогда мы были беззаботны и радовались просто так, смеялись просто так. Приведу пример. «…Я был радостным, веселым и хмельным, а теперь я солидный человек и радости у меня нет…», так охарактеризовал свое состояние один из моих клиентов. Чувство печали, тоски и уязвимости блокировали его личность и создали проблемы в коммуникациях не только в профессиональной, но и личностной сфере. Часто проявляются приступы ярости и злости. Обида расцветает пышным цветом.

Бывают такие случаи, когда люди становятся эмоционально холодны и перестают ощущать и распознавать эмоциональное состояние других (состояния схожие с добровольной алекситимией).

Взгляд схема-терапии:

помимо режима Счастливого ребенка существует режим Уязвимого ребенка. Данный режим тесно связан с проявлениями негативных эмоций. Присутствие этого режима охарактеризовано исчезновением легкости и радости, любопытства и спонтанности, а как следствие возникает страх, тревога, беспомощность, стыд, печаль. Когда присутствуют состояние ярости, раздражения, гнева, упрямства, избалованности и нарушения границ других – проявляется один из подвидов режима Уязвимого ребенка – режим Рассерженного или Импульсивного ребенка.

Люди должны испытывать всю гамму эмоциональных переживаний. Тот же самый гнев или раздражение могу быть не деструктивными, а вполне себе нормальными до определенного момента. Таким моментом является признак, когда человеку становиться трудно контролировать свои реакции и эмоциональное состояние, интенсивность переживания негативных эмоций начинает не соответствовать контексту происходящего.

Как понять, насколько я счастлив?

Давайте примем за присутствие счастья проявление режима Счастливого ребенка в вашей жизни, как часто он проявляется и на сколько он силен.

Проявления:

  • Я чувствую себя любимым и принятым

  • Я чувствую себя свободным

  • Я чувствую удовлетворение и расслабленность

  • Я доверяю большинству окружающих меня людей

  • Я ощущаю себя непринуждённо, готов шутить и веселиться

  • Готов знакомиться с новыми людьми и новыми идеями

  • Я любопытен и готов получать новые знания

  • Я легок на подъем и готов к новым событиям в своей жизни

Для того что бы понять на сколько «Я счастлив» представьте или нарисуйте себе шкалу от 0 до 10, где 0 – это полное отсутствие режима Счастливого ребенка, а 10 – это полное проявление режима Счастливого ребенка.

Поставьте промежуточную точку, что будет соответствовать уровню проявления в вашей жизни уровня Счастливого ребенка. Далее поставьте точку на сколько бы вам хотелось, чтобы проявлялся режим Счастливого ребенка. Путь от точки актуального состояния до желаемой точки будет разбит на задачи который помогут достигнуть цель. Каждый отрезок будет являться промежуточной задачей. По пути опишите как вы узнаете, что решили промежуточные задачи, а потом и главную – проявление и укрепление режима Счастливого ребенка.

Например, Валентина отметила на шкале точку актуального состояния Счастливого Ребенка на цифре 4, а хочет, чтобы он проявлялся на уровне 9. От 4 до 9 проложено 5 промежутков, где каждый промежуток – это уровень/ступенька/задача к достижению главной цели. Валентина подробно описала какой ребенок в точке 4 и какой он будет в точке 9. Она описала главные критерии, как поймет, что достигли уровня 9. Она описала что будет чувствовать, думать, каково будет ее поведение. Она не забудет описать промежуточные задачи 5,6,7,8 и как она поймет, что они выполнены. А затем, она окончательно прочувствует это состояние, зафиксирует его и будет применять в своей жизни.

Данная психологическая техника (шкалирование) поможет научить принципу «маленьких шагов» который применяется при работе с негативным мышлением и работе по достижению поставленных целей.

Взгляд схема-терапии:

Режим Счастливого ребенка – это здоровый режим. Определить его просто. Если среди вашего окружения есть человек, который создает атмосферу спокойствия, радости и свободы, то у него хорошо развит этот режим. Такие люди обычно любят людей и притягивают их к себе. У людей с ярко выраженным режимом Счастливого ребенка проявляется состояние удовлетворенности и стабильности, благополучия. Кто находиться рядом с ним, постепенно начинают втягиваться в это состояние и им становиться хорошо, но не всегда удается удержать такое состояние.

Люди, которые не умеют общаться с другими, как правило, находятся в деструктивных детских режимах, которым свойственно отталкивать людей, нарушать их границы.

Одним из главных проявлений режима Счастливого ребенка – проявление творческого начала. Человек, вне зависимости от рода своей деятельности, проявляет элементы творчества или обязательно имеет какое-либо творческое увлечение. Ребёнок любит играть, т.е. проявлять функцию игры в своей взрослой жизни. А для того что бы ребенок не «заигрался» в личности должно присутствовать режим Здорового Взрослого, но об этом в следующих записках.

Если не удается определить и распознать в себе это важное состояние не расстраивайтесь, я всегда готова помочь разобраться в причинах его отсутствия или слабого проявления. Готова помочь проявиться ему на свет и поставить его на ноги, научить взаимодействовать с другими «внутренними детьми» и окружающими взрослыми.

 

Понравилась статья - ставьте лайки) Хотите дополнить пишите комментарии.

5 просмотров0 комментариев