Трагедия всей жизни. Формирование сценария.


Продолжаю тему жизненных сценариев.

Сегодня речь пойдёт о том, как формируется сценарий.


"Формула сценария"


Существуют сложные и стандартные сценарии, но у них есть одна общая черта - поведение человека. Если при проведение самоанализа устанавливается пять процессов из "Формула сценария", тогда такое поведение будет считаться сценарным:


1. Ранние родительские послания


С раннего детства мы получаем родительские послания они могут быть позитивными или негативными: "Не будь ребенком, ты уже взрослый", "Выше головы не перепрыгнешь", "Не высовывайся", "Тебе больше всех надо?", "Ты можешь всё".

Такие высказывания являются своего рода предписанием и охранением от неправильных поступков или иных ситуаций в жизни. Они основаны на опасениях самих родителей, а не детей. Постепенно они формируют определенный паттерн поведения и мышления который проявляется в программе.


2. Программа

Программа формируется на двойных посланиях родителей, ловушка захлопывается когда позитивное послание подкрепляется негативным:

"Ты можешь всё, будь сильной!", "Не важно какое у тебя сейчас душевное состояние, на лице всегда должна быть улыбка", "Только много и упорно работая ты сможешь достичь все чего захочешь, будь счастливой!"

Вот и получается, что стать счастливой можно только если долго и упорно работать и бороться за своё счастье, а если этого не делать ты будешь несчастной неудачницей. Меня всегда очень бесила русская народная поговорка, которая просто призывает к определенному поведению: "Нашёл - молчи, потерял - молчи" - это сформировавшееся веками послание рода, целых поколений твоих родственников. Я не работаю с психологической историей рода, но становиться понятно "от куда ноги растут", когда приходит на приём человек и его актуальная история складывается именно по этой формуле, трудно ему помочь исправить ситуацию из-за глубинных установок.

Безысходность во взрослом возрасте, так же возникает от таких посланий которые блокируют действие. Часто жертва насилия не просит о помощи, она покорно идет на плаху, потому, что "нужно просто потерпеть" это есть подчинение программе.


3. Подчинение программе

Подчинение воплощается в поведении.

Я приведу пример, который может помочь вам понять как происходит подчинение.

Молодая женщина тридцати пяти лет, ни как не может выйти замуж, хотя вниманием мужчин она не обделена. Основной конфликт заключается в том, что в детстве она постоянно получала родительское послание, о том, что мама и папа - это единственные люди которые могут тебя любить, только они могут быть преданными и заботливыми во всем белом свете, а если ты потеряешь их доверие или "какой ужас" перестанешь любить, тогда ты умрешь от одиночества и никто тебя не спасет от этого. Девочка росла, знакомилась с мужчинами, был изредка секс, но создать свою собственную семью так и не смогла, все силы уходили на поддержание программы "я хорошая дочь". Программа по сути своей - жертвенность во имя родителей. Дети часто выбирают позицию жертвы если в процессе воспитания интересы взрослых ставятся на первое место, а его интересы мало учитываются или не учитываются вовсе.


4. Важные поступки повторяющие подчинение программе


Что бы понять как повторяются программы в поведении, тогда нужно обратить внимание на некоторые особенности. Мы можем проследить подчинение на примере супружеской измены.

Супружеская измена с психологической научной точки зрения - интересный объект изучения. Она имеет свою основу и свои последствия.

В основе своей, как правило, также заложены родительские установки которые формирую поведение.

Женщина 40 лет, сильно страдает от того, что изменяет своему мужу. В браке они состояли 15 лет и на их протяжении у неё было шесть романов которые продолжались от трех месяцев до полутора лет: "Я постоянно нахожусь как на вулкане, мне приходиться изворачиваться, мне это приносит больше страдания, чем удовольствия. Как ни странно, но я люблю своего мужа".

Для того чтобы понять ее поведение, пришлось разбирать какой программе она подчиняется и зачем. В детстве девочку воспитывали мама, отчим и бабушка. Родного отца она не знала, бабушка всё время называла ее сиротинушкой.

Как только девочка подросла, в двенадцать лет она стала формироваться как женщина и её мать (на бессознательном уровне) стала воспринимать её как соперницу в борьбе за единственного мужчину в семье. Любым способом по поводу и без повода она старалась задеть дочь сопровождая постоянно свои действия словами: "Ты никому не нужна", "Не нужно быть близкой с кем-либо, особенно с мужчинами", "Мужчины счастья не приносят, они все думают только об изменах". От таких посланий чувство несчастья было постоянным.

Встреча с будущем мужем была чудом в её жизни. Она влюбилась и стала счастливой, не на долго. Муки от того, что она "Никому не нужна" постоянно держали её в тонусе, что муж с "минуты на минуту" её бросит. Тогда она решила немного опередить события и решилась на измену. "Я подумала, что когда он меня бросит, то я не так буду переживать. У меня есть любовник", "Я совершенно не любила ни кого из тех мужчин, связь мне придавала уверенность в себе".

Годы шли, муж её не бросал, менялись только любовники. Надо сказать, что внешность у нее не заурядная, она привлекает к себе внимание.

После разбора ситуации пришло осознание, что родительские послания сыграли с ней злую шутку: "Знаете, я теперь понимаю, почему я изменяла мужу. Я постоянно неосознанно прокручивала послание "Я ни кому не нужна", мне было очень тревожно и страшно. Я заметила, что те мои любовники которые мне предлагали выйти за них замуж (а это состоятельные мужчины), я от них всех убегала и разрывала отношения резко и окончательно.

Героиня действительно права, как только ей "грозила" любовь, принятие и нужность, она тут же сбегала, ей же нужно подтверждать программу "Быть никому не нужной".


5. Развязка

















Развязка в теории Эрика Берна наступает как наказание за подчинение программе:

  • одиночество

  • истощение нервной системы - дистресс

  • постоянные неудачи

  • социальная изоляция

  • расстройства личности

  • сумасшествие

  • самоубийство

Чем старше возраст человека, тем ему труднее избавиться от подчинения программе. Психологическое сопровождение может помочь снизить значимость этого влияния, но не сможет его убрать совсем. всё зависит от человека от его устремлений и его воли.

 

В следующем посте я расскажу про шесть видов проживания сценарного процесса. Они универсальны и встречаются в психологической практике чаще всего.


Спасибо за внимание!